Механические одометры веками считали мили. Хотя это вымирающая порода, они невероятно крутые, потому что они такие простые! Механический одометр — это не что иное, как зубчатая передача с невероятным передаточным числом.
Одометр, который мы разобрали для этой статьи, имеет 1690: 1! Это означает, что входной вал этого одометра должен вращаться 1690 раз, прежде чем одометр покажет 1 милю.
Вы также можете видеть, что механические одометры, подобные этому, можно перематывать. Когда вы ведете машину задним ходом, одометр действительно может идти назад — это просто зубчатая передача. В фильме «Выходной день Ферриса Бьюллера» в сцене, где они ставят машину на блоки, а колеса крутятся в обратном направлении — это должно было сработать! В реальной жизни одометр повернул бы назад. Еще одна хитрость — подключить кабель одометра к дрели и пропустить его назад, чтобы перемотать мили. Хотя это работает со старыми механическими одометрами, это не работает с новыми электронными, как мы увидим в следующем материале…
Подобные одометры заменяются цифровыми одометрами, которые имеют больше функций и стоят меньше, но они не так хороши. В этой статье мы заглянем внутрь механического одометра, а затем поговорим о том, как работают цифровые одометры.
В современных автомобилях используются электронные одометры. Прибор для накрутки таких одометров здесь можно приобрести по хорошей стоимости.
Механические одометры
Механические одометры поворачиваются гибким тросом из туго намотанной пружины. Кабель обычно вращается внутри защитной металлической трубки с резиновым корпусом. На велосипеде небольшое колесо, катящееся по колесу велосипеда, поворачивает трос, и передаточное число на одометре должно быть откалибровано по размеру этого маленького колеса. На автомобиле, шестерня входит в зацепление с выходным валом коробки передач, поворачивая кабель.
Кабель извивается вверх к приборной панели, где он соединяется с входным валом одометра.
Механизм
В этом одометре используется серия из трех червячных передач для достижения передаточного числа 1690: 1. Входной вал приводит в движение первый червяк, который приводит в движение шестерню. Каждый полный оборот червяка поворачивает шестерню только на один зуб. Эта шестерня вращает другой червяк, который вращает другую шестерню, которая вращает последний червяк и, наконец, последнюю передачу, которая подключена к индикатору десятой мили.
Выход последней червячной передачи приводит в движение вал, который поворачивает индикатор десятых долей мили.
Затем каждый циферблат поворачивается штифтами на предыдущем циферблате через небольшую вспомогательную шестеренку (белый).
У каждого индикатора есть ряд колышков, выступающих с одной стороны, и один набор из двух колышков с другой стороны. Когда набор из двух штифтов приближается к белым пластиковым шестеренкам, один из зубцов попадает между штифтами и поворачивается вместе с индикатором, пока штифты не пройдут. Эта шестерня также входит в зацепление с одним из штифтов следующего большего индикатора, поворачивая его на одну десятую оборота.
На белом колесе между цифрами «3» и «4» есть два колышка. Один раз за оборот один из зубцов шестерни на белой шестерне попадает между этими двумя штифтами, в результате чего черная шестерня рядом с ней перемещается на одну десятую оборота.
Теперь вы можете понять, почему, когда ваш одометр «переключает» большое количество цифр (скажем, от 19 999 до 20 000 миль), цифра «2» в крайней левой части дисплея может не совпадать с остальными цифрами. Незначительный люфт в белых вспомогательных шестеренках мешает идеальному выравниванию всех цифр. Обычно дисплею необходимо проехать 21 000 миль, прежде чем цифры снова выровняются.